RSS RSS

Ирина ШУЛЬГИНА. Стойкие оловянные солдатики Елены Литинской. О книге Елены Литинской «Понять нельзя простить. Повести и рассказы».

(Chicago- Boston: Bagriy & Co., Chicago and M.Graphics, 2022. С. 277).

Все помнят сказку (вернее сказать, притчу) Андерсена о стойком оловянном солдатике, который не боится ни огня, ни воды, ни страшной водяной крысы, ни прожорливой рыбы, но в любых обстоятельствах остается верным своему долгу и своей любви.

Героини Елены Литинской напоминают этого замечательного персонажа – стойко и упорно они сопротивляются тяжелым обстоятельствам, не позволяют себе впасть в отчаяние, сломаться перед трудностями.

«Стойкие оловянные солдатики», как и андерсоновский смельчак, движутся по жизни, увлеченные прекрасной мечтой – мечтой о любви. И пусть она ускользает, разбивается, теряется под гнетом непреодолимых обстоятельств («Понять нельзя простить», «Летний роман», «Осенние цветы»), героини Литинской не оставляют своих надежд и непоколебимой веры в возможность счастья – личного, теплого, живого. Вся книга пропитана тонким эротизмом, причем возраст этих женщин не имеет никакого значения. Это могут быть совсем юные девушки, даже подростки («Понять нельзя простить») или зрелые дамы, прожившие нелегкую женскую жизнь («Осенние цветы», «Под созвездием Ковида»), но все они чувственны и сексуальны, все сохранили вкус и интерес к полнокровной, насыщенной жизни.

Все личные события, любовные и профессиональные перипетии жизни этих героинь развиваются на фоне общественных и политических обстоятельств, которые грозным фоном присутствуют в каждом произведении автора. Это и гнетущая атмосфера сталинских репрессий в Москве («Понять нельзя простить»), и тяжкий советский быт середины XX века («Исповедь матери»), и расовые проблемы в Америке («Квартеронка»), и странная эпидемия, неожиданно поразившая все континенты («Под созвездием Ковида»).

Удивительная особенность прозы Елены Литинской состоит в том, как умело писательница смелыми, яркими мазками создает запоминающиеся картины быта и бытия своих персонажей. Это может быть с виду комфортная жизнь в роскошном доме для советской элиты или «ужасы житья в коммунальной квартире», по выражению М. Булгакова, но приметы времени, влияющие, а иногда определяющие жизнь героев, схвачены Литинской необыкновенно точно.

Особняком в книге стоит рассказ «Исповедь матери» – дань памяти, вечно живущей в сердце дочери, попытка избавиться от вины, которую всегда испытывают любящие дети по отношению к родителям. Вечная память ушедшим навеки!..

Проза Литинской при поверхностном прочтении может показаться бытовой, но внимание вдумчивого читателя непременно привлекут неожиданно глубокие размышления автора, переданные устами ее героини: «Время шло и ушло. Нельзя упускать время. Оно имеет свойства невозврата… Не жалей о прошлом, не заглядывай в будущее, цени мгновение» («Квартеронка»). Мудро и безусловно верно сказано!..

Стойкий оловянный солдатик заканчивает жизнь в печи, но не исчезает, а превращается в кусочек олова, похожий на сердечко. Подобно ему, «оловянные солдатики» Елены Литинской не сдаются, а стойко проносят свои сердца, полные надежд и любви, через пламя неудач, проблем и страстей. И мы, читатели, следуя по страницам этой прозы, не перестаем сочувствовать, переживать и восхищаться!

image_printПросмотр для печати
avatar

Об Авторе: Ирина Шульгина

Прозаик, автор рассказов, эссе, документально-художественного романа «Хроники прошедшего времени». Член союза писателей XXI века. Родилась в Москве, в 1951 году, в семье литераторов. Окончила геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, принимала участие в исследованиях и разработке золоторудных месторождений Магаданской области. С начала 2000-х годов работала в коммерческих издательствах. Профессиональный путь позволил встретиться с людьми самых разнообразных характеров и судеб, наблюдать человеческие поступки в различных, порой – форс-мажорных обстоятельствах. Этот опыт, помноженный на привитые с детства вкус и интерес к художественному слову, побудил, в конце концов, самой взяться за перо. Печататься начала в конце 90-х годов. Публиковалась в журнале современной прозы «Наша улица» (Москва), в литературном журнале Союза писателей Москвы «Кольцо А», в литературно-художественном и культурологическом международном журнале «Меценат и мир», в русско-еврейском историко-литературном альманахе «Параллели» (Москва), в экуменическом журнале «Истина и жизнь» (Москва), в международном литературно-художественном журнале «Гостиная» (Филадельфия), в литературном журнале «День и Ночь» (Красноярск). Участник Международного литературного форума «Славянская лира-2018» (Минск) в номинации «Малая проза».

Оставьте комментарий